Присматриваюсь к песенке Сантиано "Liekedeeler" про Виталийских братьев и Клауса Штёртебекера. Удивительно, всего полгода назад мы со знакомыми сантиановцами не могли найти перевод, даже названия, а сейчас в инете всё разжевано - и перевод, и легенда об историческом прототипе приложена. Сначала меня немного разочаровала тематика - мол, не моё, песня о пиратах-разбойниках, отрубленных головах и нарушенных обещаниях. А потом включается "Santiano магия" - смотришь, как Бьерн щурится на солнце, как гримасничает Андреас, с каким залихватским видом поет Аксель - и понемногу проникаешься историей. Оказывается, именно Клаус считается прототипом Робин Гуда. Ну и вообще виталийцы начинали азартно, чуть ли не в характере Джимми Кирка (да простит меня Звездный Флот). кусок википедии себе на памятьВ 1391 г., после того как королева осадила Стокгольм, мекленбургские герцоги, а также города Росток и Висмар, объявили, что их гавани открыты для любого, кто «на свой страх и риск осмелится наносить ущерб Датскому королевству». Уже в том же году в Балтийском море объявилось множество пиратов, называвших себя виталийцами (от н.-нем. vitalie — провиант). По большей части ими предводительствовали мекленбургские дворяне, среди которых выделялись Аренд Штюке и Клаус Милис.
Поскольку у Маргреты практически не было флота, виталийцы могли беспрепятственно оказывать помощь Стокгольму, подвозя продовольствие, от которого предположительно и произошло их название. В 1393 г. они разграбили Берген, а в 1394 разорили Мальмё и захватили Готланд. Вскоре, однако, они начали нападать на суда как врагов, так и друзей без разбора, и ганзейские города были вынуждены вмешаться, чтобы принудить стороны к заключению мира.
В 1395 г. при посредничестве Ганзы в Линдхольме был заключён договор, по которому Альбрехт получал свободу, а Стокгольм в качестве залога за оговоренную сумму выкупа передавался на три года ганзейцам. Однако, несмотря на это, виталийские братья продолжили пиратствовать на Балтике. Их боевым кличем стало «друзья Господа и враги всех».
О приятных сюрпризах. Вместе с видео Liekedeeler нашла фильм Сантиано и Уны (!) о том, как они ездят по побережью Германии и встречают других музыкантов. Увы, немецкий на слух не понимаю пока что, но пытаюсь разобрать. А еще из этого фильма запомнилась Ивлайн Холл с песней Riders on the Storm - голос, харизма, всё очень и очень любопытно (на 31 минуте). Кстати, на черно-белых фотках в ней есть что-то индейское.